Комплексная программа
« Развитие творческой личности подростков, средствами вовлечения в культурно-досуговую деятельность»
Автор программы Загидуллина Юлия Владимировна –
педагог – организатор
Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.
Пояснительная записка.
“ Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других”
Б.Асафьев
В каждом современном обществе главным приоритетом выступает развитие личности подростка. Одно из важнейших задач воспитания является развитие креативных и творческих качеств личности. При этом если учитывать обоснованные психологией сенситивные пики развития личности, наиболее оптимальным периодом формирования этих качеств является подростковый возраст. Самой эффективной сферой жизнедеятельности, в которой подростки могут максимально раскрыть и реализовать себя, выступает свободное время.
Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно-досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я.
В психологии, педагогике, в теории социально-культурной деятельности проблема самоутверждения и самовыражения подростков в сфере свободного времени, как правило, связывалась с наличием ресурсной базы общественно-организованного досуга, с их вовлечением в различные формы досугового творчества. Такой базой для подростков выступает общеобразовательное учреждение (школа, лицей, университет).
Большинство подростков, обладая достаточным свободным временем, тратят его впустую. Именно учреждение, в котором они обучаются должно решать эту проблему.
Исходя из вышесказанного, данная программа направлена на развитие творческих способностей личности подростка, самоутверждение и творчески-позитивное самовыражение подростков средствами культурно-досуговой деятельности на базе образовательного учреждения – профессионального лицея №25.
Данный процесс будет реализоваться через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности
Цели и задачи организации свободной деятельности подростков на базе профессионального лицея, разработаны с учетом педагогических условий обеспечения успешности процессов развитие личности подростков, стимулирование творческой активности.
Главной целью программы является - развитие творческой личности подростка, средствами вовлечения в культурно-досуговую деятельность.
Задачи программы:
1. Формирование устойчивой мотивации подростков к самовыражению и самоутверждению.
2. Реализация системы методов стимулирования творческой активности подростков:
- методы стимулирования инициативы и самодеятельности;
- методы организации совместного творчества;
- методы последовательной оценки активности подростков на каждом этапе деятельности;
- методы поощрения;
- методы формирования благоприятного микроклимата в коллективе; методы формирования благоприятного общественного мнения.
3. Выявление и развитие творческих способностей подростков.
4. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
5. Развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Используются следующие формы работы с подростками на базе:
- Тематические вечера (математический вечер, литературный вечер..)
- КВН
- Тематические концерты (концерт ко Дню матери, концерт ко Дню учителя и т.д.)
- Праздники (день Святого Валентина,8 Марта и др.)
- Круглые столы ( «Анти СПИД», «Разум сердца»)
- Предметные олимпиады.
- Интеллектуальные игры. («Что? Где? Когда?», «Брейнринг» и др.)
- Капустники.
- Выставки.
- Спортивные праздники. ( «Осенний марафон», «Спорт против наркотиков»
- Кинолектории.
- Экскурсии.
- участие в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах организованных администрацией города, района, области
- участие подростков в региональном конкурсе презентаций профессий «Арт-Профи форум» в разных номинациях
- организация молодежных акций по благоустройству города, учреждений культуры.
- сотрудничество с «Молодежным подростковым клубом Пролетарского района
Ведётся кружковая работа. Организация актива – лицея и вокальная студия «Голос».
Программа состоит из 3 блоков.
1. Организация культурно-досуговой деятельности в колледже
2. Вовлечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из их числа) в культурно - досуговую деятельность на базе колледжа
3. Работа с организациями, осуществляющих социально-воспитаельную работу вне колледжа (Молодежные клубы).
«Мир вокруг нас».
Теоретические основы программы
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара ! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится ! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается !..” Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “ старейшинами ” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Понятие о развитии личности.
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности . Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
“Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.” (Маркс К., Энгельс Ф. “Немецкая идеология”, соч. 2-е)
Творчество предполагает наличие у личности способностей , мотивов , знаний и умений , благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения , интуиции , неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации , в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Существуют разные виды творчества:
- производственно-техническое
- изобретательское
- научное
- политическое
- организаторское
- философское
- художественное
- мифологическое
- религиозное
- повседневно-бытовое и т.п.
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Психологические основы программы
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.(8)
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
- Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
- Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
- Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).
Главными личностными чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
В программе используются психологические методы исследования – тесты (Приложение 1).
1. Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)
2. «Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
3. Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С)
На основе психологических исследований в работе используется индивидуальный подход к каждому обучаемому.
ПЕРВЫЙ БЛОК ПРОГРАММЫ:
Организация культурно-досуговой деятельности в колледже
№
|
Содержание ключевых дел
|
Работа со студентами
|
Сроки реализации
|
1
|
1)Тожественная линейка, посвященная дню знаний и 95 - летию учебного заведения.
2) Экскурсия в Тульский музей оружия.
2)Открытый классный час , посвященный Дню Оружейника «Тула веками оружие ковала».
|
Организация проведения линейки.
Организация экскурсии
Подбор материала. Подготовка презентации.
|
сентябрь
|
2
|
1) Праздничный концерт ко Дню Учителя.
2) Проект по студенческому самоуправлению «Я – гражданин». Выборы Студенческого Совета колледжа. Утверждение плана Студенческого Совета.
|
Разработка сценария.
Подбор музыкального и видео материала.
Репетиция мероприятия.
Проведение мероприятия. Подведение итогов работы Студсовета за первое полугодие 2014г. Выборы. переизбрание председателя Студсовета.
|
октябрь
|
3
|
1) Организация занятий
вокальной студии «Голос»
2) Историко-литературная композиция ко Дню народного единства «Бессмертен тот, Отечество кто спас».
3) Посвящение в студенты: «Мы в завтра выбрали дорогу»
|
Расписание занятий. Отбор материала для вокальной работы.
Систематическое проведение занятий.
Подбор исторического и документального материала. Подготовка презентации. Подготовка видео по теме мероприятия.
Работа с каждой группой I первого курса отдельно. Отбор музыкального материала. Репетиция с обучающимися. Проведение конкурса.
|
Ноябрь - июнь
ноябрь
ноябрь
|
4
|
Концерт, посвященный празднованию нового 2015 года: «Новогодний карнавал»
|
Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. репетиции с учащимися. Подготовка зала к проведению мероприятия. Проведение мероприятия.
|
декабрь
|
5
|
1) Общий классный час « Рождество Христово».
2) Последний звонок.
|
Подбор материала по истории и традициях праздника. Подготовка презентации.
Подбор материала, музыкальное оформление мероприятия. Репетиция. Проведение мероприятия.
|
январь
январь
|
6
|
В рамках проекта : «Мы победители», посвященного 70-летию Дню Победы
музыкально литературная композиция «Мы верим в тебя, солдат»
Вечер памяти - «Время выбрало нас», посвященный воинам-интернационалистам Афганистана.
|
Подбор материала. разработка сценария. Подбор музыкального материала. Репетиции с учащимися.
|
февраль
|
7
|
В рамках проекта : «Мы победители», посвященного 70-летию Дню Победы
музыкально литературная композиция «У войны не женское лицо».
|
Подбор материала . Подбор музыкального сопровождения. Репетиция с учащимися. Проведение мероприятия.
|
март
|
8
|
Участие в митинге на родине Героя ВОВ К.С. Седова в д. Березово Дубинского р. Тульской обл.
Конкурс плакатов «Мы победители».
Подготовка торжественного открытия и финала конкурса профмастерства «Рабочие стипендиаты Газпромбанка».
|
Организация поездки.
Работа с агитгруппой.
Подготовка и репетиция мероприятия.
Музыкальное и вокальное оформление конкурса. Подготовка презентации. Оформление актового зала
|
Апрель
|
9
|
Музыкально - литературная композиция посвященная 70 –летию Дню Победы «Мы победители»
|
Подбор материала для сценария и презентации . Репетиция с учащимися. Подготовка афиши. Оформление зала..
|
май
|
10
|
Работа вокальной студии «Голос».
|
|
Июнь
|
ВТОРОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ:
Вовлечение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей (лиц из их числа) в культурно - досуговую деятельность на базе ГПОО ТО «ТГМК им. Н. Демидова»
Цель: Вовлечение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей (лиц из их числа) в культурно - досуговую деятельность
Задачи:
1. Создание мотивации на участие в культурно-досуговых мероприятиях.
2. Актуальность тематик мероприятий с возрастом и потребностями подросткового возраста.
3. Создание доброжелательной обстановки в работе с подростками.
4. Учет психологических особенностей детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из их числа).
На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей. Причины сиротства разные, но понятны для ума и сердца, только если родители умерли или тяжело больны. Быть сиротой при живых родителях, осознавать, что они где-то есть, очень тяжело. Ведь так много значат для ребенка материнская любовь, ласка, забота.
Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке .
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством [37 с. 38].
Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для детей данной группы, которые пришли учиться в образовательное учреждение, важно понимание и психологическая поддержка, как со стороны преподавателей и мастеров, а так же со стороны сверстников.
Так же важно учитывать личносто-ориентированный и индивидуальный подход в работе с детьми данной группы.
Методы работы :
1. Методы стимулирования инициативы и самодеятельности;
2. Методы организации совместного творчества;
3. Методы последовательной оценки активности подростков на каждом этапе деятельности;
4. Методы поощрения;
5. Методы формирования благоприятного микроклимата в коллективе;
6.Методы формирования благоприятного общественного мнения.
Формы работы:
- Тематические вечера (математический вечер, литературный вечер.)
- КВН
- Тематические концерты ( концерт ко Дню учителя, ко Дню Победы и т.д.)
- Праздники (день Святого Валентина,8 Марта и др.)
- Круглые столы ( «Анти СПИД», «Разум сердца»)
- Интеллектуальные игры. («Что? Где? Когда?», «Брейнринг» и др.)
- Капустники.
- Выставки.
- Спортивные праздники. ( «Осенний марафон», «Спорт против наркотиков»
- Кинолектории.
- Экскурсии.
- участие в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах организованных администрацией города, района, области
- участие подростков в региональном конкурсе презентаций профессий «Арт-Профи форум»в разных номинациях
- организация молодежных акций по благоустройству города, учреждений культуры.
- сотрудничество с «Молодежным подростковым клубом Пролетарского района
Ведётся кружковая работа. Организация актива – лицея и вокальная студия «Голос».
ТРЕТИЙ БЛОК ПРОГРАМЫ
«МИР ВОКРУГ НАС».
Реализация блока проводится в течении всего учебного года.
ЗАДАЧИ
1. Подготовка и участие студентов в городских, областных и региональных культурно-досуговых мероприятиях.
2. Подготовка и проведение различных мероприятий связанных с туризмом,
отдыхом на природе ( организация походов).
|